16 октября 2004 года, Московский Международный Дом Музыки, камерный зал
19 октября 2004 года, Московский театр "Школа драматического искусства", зал "Манеж"
"Безумный
Тиц"
Антон Фердинанд Тиц (1742 - 1810)
Концерт оркестра Pratum Integrum
на исторических инструментах
(Россия, Москва)
Художественный руководитель
Павел Сербин (барочная виолончель)
Концертмейстер оркестра
С. Фильченко (барочная скрипка)
Солисты:
Дмитрий Синьковский (барочная скрипка)
Павел Сербин (барочная виолончель)
В программе
I отделение
Квартет ре минор для двух скрипок, альта и виолончели op.
1 №5, посвящен князю Д.М. Голицыну
Allegro
Rondo
Дуэт до мажор для скрипки и виолончели
Allegro
Rondo
Квинтет ре минор для двух скрипок, двух альтов и виолончели
Adagio con sordini - Allegro
Cantabile con sordini
Allegro assai - Allegretto - Allegro Assai
II отделение
Квинтет ми-бемоль мажор
Allegro maestoso
Adagio
Rondo
Симфония до мажор
Allegro di molto
Andantino
Prestissimo
Концерт ми-бемоль мажор для скрипки с оркестром
Allegro
Cantabile
Rondo
***
Антон Фердинанд Тиц (1742 - 1810) был блестящим композитором
и скрипачом. В молодости он пользовался большой известностью в
Вене, был знаком с Глюком и Гайдном, выступал на светских вечерах.
В поисках успеха, а возможно и по каким-то иным причинам, он покинул
Европу и с 1771 года жил в Петербурге. Казалось бы, судьба его
складывалась удачно: он получил высокую должность (первый скрипач
придворного оркестра), давал концерты и на городских сценах, и
в кругу друзей Екатерины Великой, обучал игре на скрипке ее внука,
будущего императора Александра I. Екатерина, по-видимому, благоволила
композитору - но его мучила какая-то тайная печаль. "Сей
превосходный музыкант, к удивлению всех, вдруг перестал говорить
и уже близ года наблюдает глубокое безмолвие, не переставая притом
восхищать по-прежнему игрой своей", - писал поэт И.Дмитриев.
По слухам, Тиц сошел с ума от неразделенной любви. Он продолжал
выступать, но его концерты становились все более редкими. Одно
из его последних выступлений слышал Людвиг Шпор - Тиц исполнил
тогда скрипичный Концерт ми-бемоль мажор (это единственный сохранившийся
концерт композитора, он прозвучит и на сегодняшнем вечере). По
словам Шпора, великим скрипачом Тиц не был, но как композитор
он был гениален.
После смерти музыканта его сочинения рассеялись по архивам и библиотекам,
возможно, многое не сохранилось. В настоящее время известны струнные
ансамбли (дуэты, квартеты, квинтеты), несколько сонат с солирующей
скрипкой, несколько вокальных произведений, одна симфония и один
концерт.
Некоторые инструментальные сочинения Тица заметно отличаются от
принятой при дворе беспечально-галантной музыки. Например, сегодня
прозвучат Квартет и Квинтет (оба - в d-moll) - терпкие, искренние,
трагичные, они напоминают о самых лучших минорах венских классиков
и о катастрофах "серьезных" опер. Напротив, парадная
Симфония, в финале которой появляется мелодия в русском стиле,
написана как будто для торжественного приема или праздника. Забавный
и милый Дуэт, изящно сочетающий интонации a la Russe с типичной
европейской гармонией, настолько виртуозен, что едва ли его часто
играли (особенно сложна в нем партия виолончели). Концерт - сочинение,
в котором Тиц мог блеснуть и своим мастерством солиста, и своим
импровизаторским даром: на каждом выступлении он с упоением сочинял
новые варианты каденций.
В исполнении оркестра Pratum Integrum все звучащие на концерте
произведения впервые записаны на диск: "Anton
Ferdinand Tietz. Instrumental Music" (лейбл Caro
Mitis).