Нам исполнился один год!

25 августа в театре Шереметева в "Останкино" Pratum Integrum исполнил несколько сочинений Телемана. Это знаменательное событие в нашей жизни: первый концерт оркестра состоялся в том же театре ровно год назад. Так что мы завершили свой первый концертный сезон и скоро откроем второй.
В программе без особого умысла собрались только минорные опусы. Но несмотря на печальный лад, Телеман звучал очень жизнеутверждающе, "с драйвом", и принят был на ура. Сказались многочисленные репетиции - музыканты, как говорится, "выгрались". Большая часть этой программы записана на диск "Телеман в миноре".
Итак, основное впечатление… Энергично, весело, con brio. Немножко подвели гобои. А вообще - лишний раз убеждаешься, что Pratum Integrum любит вулканические темпы. В "Фуриях", в быстрых частях концертов оркестр насладился великолепными музыкальными бурями.
Что же до медленных частей… Одна из них была несравнима с другими; и, может быть, первое, что вспоминается из всей программы - Adagio Двойного концерта. Едва ли возможно представить себе музыку более обаятельную, чем это Adagio. Ни в одном другом сочинении (из тех, что прозвучали на концерте) Телеман не использует такой фактуры и такого тембрового эффекта: скрипка и флейта задушевно беседуют на фоне радужного пиццикато струнных. Когда-то Монтеверди одним из первых применил пиццикато - и до сих пор ни один курс истории старинной музыки не обходится без рассказов о восторгах и удивлении слушателей. Пиццикато произвело неизгладимое впечатление, Монтеверди обрел славу волшебника. Похоже, что мы, слушатели, не сильно изменились с тех пор. И сейчас неожиданное появление пиццикато кажется столь же приятным и удивительным. Но у Монтеверди пиццикато изображает стук оружия в поединке Танкреда и Клоринды. У Телемана оно райского, заоблачного происхождения. Небесный трепет, шелест, сияние… С каким удовольствием и вкусом была сыграна эта часть! Кстати, именно ее повторили на бис.
Вслед за Adagio Телеман написал нечто вроде Perpetuum Mobile с виртуознейшим соло скрипки. Д. Синьковский был великолепен в этом Presto, за что заслужил многочисленное "браво". Стоит ли говорить, что Двойной концерт стал кульминацией вечера.
Вообще, на данный момент самое сильное "звено" оркестра - струнная группа, ведомство прекрасного концертмейстера С. Фильченко. Под его руководством, благодаря тщательным репетициям, струнники стали слаженным, надежным и дерзким воинством.
А теперь послушаем, что рассказали другие очевидцы.
Яна Мамонова, ансамбль Insula Magica, Новосибирск:
- Я в Москве проездом, и, конечно, очень рада, что удалось попасть на этот концерт. Я давно слежу за этим оркестром - мне он нравится. Но "живьем" я слышала его впервые. У оркестра такой великолепный тембр, что даже не хочется что бы то ни было анализировать: пусть останется общее замечательное впечатление. Интересно было бы увидетьPratum Integrum лет через 8. Я по опыту знаю, что "критический срок" для коллектива - это примерно 9 лет. К этому времени обычно исчерпывается "внутренняя энергия", и тут главное - найти новый импульс.
Карл Схуурбиерс, звукорежиссер компании Polyhymnia International B.V:
- Мне не все одинаково понравилось. Лучшим, на мой взгляд, был Двойной концерт. Ни одно другое произведение так не зажгло. Это было, действительно, здорово, очень энергично!
Роман Насонов, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории:
- Мне кажется, для оркестра очень важен тот импульс, который исходит от молодых лидеров коллектива - П. Сербина и Д. Синьковского. Они умеют "заразить" своим артистизмом. А если есть кураж - все оживает, становится увлекательным, пылким… Вообще, мне кажется, что этот оркестр ждет большое будущее. Он вполне может стать коллективом европейского класса, если, конечно, преодолеет кое-какие свои недостатки. Например, гобоисты сегодня играли отнюдь не лучшим образом - им нужно много работать и над техникой, и над интонацией, все это у них далеко не безупречно. А вот солирующие флейты очень хорошо звучали.


***

25 августа 2004 года
Шереметевский дворец в Останкино

Георг Филипп Телеман
Оркестровые и камерные произведения

Оркестр Pratum Integrum
на исторических инструментах
(Россия, Москва)

Художественный руководитель
Павел Сербин (барочная виолончель)

Солисты:
Сергей Фильченко (барочная скрипка)
Дмитрий Синьковский (барочная скрипка)
Ольга Ивушейкова (траверс-флейта)
Екатерина Дрязжина (траверс-флейта)
Филипп Нодель (барочный гобой)
Денис Голубев (барочный гобой)
Михаил Шуленков (барочный фагот)


В программе

Оркестровая сюита ля минор
для двух гобоев, фагота, струнных и бассо континуо TWV 55:a3

первое исполнение в России

Ouverture
Les Plaisirs
Loure
Furies
Rigaudon en Rondeau I/ Riguadon II/ Rigaudon III
Menuet
Les Matelots
Gig Angloise
Rondeau
Hornpipe

Концерт ми минор
для двух флейт траверсо, скрипки, струнных и бассо континуо TWV 53:e1

Larghetto
Allegro
Largo
Presto

Соната соль минор для двух скрипок, двух альтов, виолончели и бассо континуо TWV 44:33
Grave
Allegro
Adagio
Vivace

Концерт ми минор
для флейты траверсо, скрипки, струнных и бассо континуо TWV 52:e3

Allegro
Adagio
Presto
Adagio
Allegro

©2003-2013 ЗАО "Музыка Массам"