Фантазия на тему виолончели

История - неисправимая фантазерка и фокусница. Дайте ей любую тему, и она, почти не задумываясь, набросает причудливый рисунок. Например, скажите ей: "Виолончельная музыка в театре Н.П. Шереметева", - и она ответит Вам фейерверком фактов.

  • Сам Николай Петрович прекрасно играл на виолончели, и временами музицировал в оркестре вместе с крепостными.
  • Проектируя театр, Н.П. Шереметев желал быть в курсе всех западных изобретений. Одним из его надежных корреспондентов в Европе был некий Ивар, парижский знакомый. Он сообщал Шереметеву обо всех новинках, появлявшихся во французских театрах. Ему было нетрудно получить такую информацию, ведь он постоянно бывал в Grand Opera - он играл в оркестре этого театра, на виолончели…
  • Наконец, в капелле Шереметева более двадцати лет, до роспуска оркестра, работал известный в те времена композитор-виолончелист Иоганн Генрих Фациус. Он посвятил графу два виолончельных концерта.

В общем, виолончельная музыка в Останкинском театре - родная. Правда, вряд ли этот инструмент часто звучал здесь без аккомпанемента. Тот же Фациус, например, писал ансамбли, концерты, сонаты - но не пьесы для виолончели соло. Это специфический жанр, и его необычность не могут не почувствовать как слушатели, так и исполнители. Поэтому очень кстати пришлись пояснения Павла Сербина. Он рассказал, что в основном такие пьесы сочиняли странствующие виртуозы-виолончелисты (Бах - исключение). Они не всегда их записывали и редко публиковали - это были сочинения "для себя". Приходит такой музыкант ко двору какого-нибудь высочества - и ему не нужен ни оркестр, ни клавесин, чтобы всех убедить в своем таланте. Надо сказать, что сам Павел Сербин оказался как раз в похожем положении: он собирался играть вместе с солистами оркестра Pratum Integrum, но - лето помешало! Пришлось выступать одному - и получилось здорово. Прозаические причины привели к очень поэтичному результату: Сербина слушали, как завороженные. Помимо великолепной техники и редкой точности интонации, его, как исполнителя, отличает абсолютная ясность намерений и хороший вкус. Устремления мелодий всегда понятны и естественны, фразировка оригинальна, динамика стремительна и как будто импровизирована. При этом не бывает крикливого форте, вялых или скучных пассажей. Солист точно знает, чего он хочет - и все время чего-нибудь хочет. Это верный залог интересного, "горящего" изнутри исполнения. Слушая артистичную и тонкую игру П. Сербина, задумываешься: сколько тембров у виолончели? Жаль, никогда не удастся посчитать - грех отвлекаться от таких выступлений!

Что писала о концерте пресса?

28 июля 2004 года, среда
Шереметевский дворец в Останкино

(барочная виолончель)

И.-С. Бах
Сюита для виолончели соло соль мажор BWV 1007

1. Prelude
2. Allemande
3. Courante
4. Sarabande
5. Menuet I
6. Menuet II

7. Gigue

Д. Габриелли
Ричеркар ре минор

И.-С. Бах
Сюита для виолончели соло до минор BWV 1011

1. Prelude
2. Allemande
3. Courante
4. Sarabande
5. Gavotte I
6. Gavotte II
7. Gigue

©2003-2013 ЗАО "Музыка Массам"