17.08.2003
БОЛОНСКИЙ ПРАКТИКАНТ
В Останкине исполнили первую русскую симфонию

В рамках музыкального фестиваля "Шереметьевские сезоны в Останкине" силами московского ансамбля Pratum Integrum под управлением Павла Сербина был дан концерт из сочинений Максима Березовского - одного из первых профессиональных русских композиторов. В программу собрали то немногое, что сохранилось от светского творчества Березовского, в частности, то, что никогда в России не звучало: три его клавирные сонаты и Симфонию до-мажор.
Наиболее примечательным пунктом в жизни Максима Березовского (1745-1777) является его биография. Прожил он всего 31 год, за это время успел познать славу и забвение. Жизнь закончил по собственной воле, перерезав себе горло во время одного из приступов горячки. Официальная версия гласит, что до этого отчаянного шага композитора довела социальная невостребованность, которая заела его после возвращения из Италии. Неофициальная - она была озвучена в кратком вступительном слове перед концертом в Останкине - вообще окутывает все происшедшее таинственным туманом.
В Италию же Березовский был послан - как сейчас говорят - на стажировку за государственный счет. И судя по всему, государственные деньги были потрачены не зря. Березовский, с юности отмеченный бесспорным музыкальным талантом (он работал в Придворной певческой капелле), имел в Италии неслыханный для чужестранца композиторский успех. Многие музыкальные академии - в частности, Болонская, в которой он учился, - избрали его своим почетным членом. В Ливорно удачно прошла премьера его единственной оперы "Демофонт", написанной на либретто знаменитого Пьетро Метастазио (на его классические либретто писали Глюк, Гендель, Гайдн, Моцарт).
Однако плоды давней государственной заботы о русском музыкальном искусстве оказались полезны только в наше время. В истории отечественной музыки и в исполнительской практике Березовский остался лишь как автор богослужебных православных песнопений, в том числе около двух десятков отличных хоровых концертов (самый известный из них - "Не отвержи мене во время старости" - был исполнен в Останкине в переложении для струнного квартета). Но его светская музыка - легкая, ажурная, виртуозная, абсолютно европейская, в духе молодого Моцарта - явно пришлась в свое время не ко двору.
Зато сейчас музыка Березовского представляет огромную ценность для нашего молодого аутентичного движения. В ней есть что поиграть. А еще больше - что поискать и чем удивить. Многие архивы утеряны, остатки рассредоточены по самым разным местам, тем ценнее то, что удается найти. Руководитель ансамбля Pratum Integrum виолончелист Павел Сербин горд, что он добыл партитуру симфонии Березовского, обнаруженную всего шесть лет назад в одном частном римском архиве. Однако, каким образом ему удалось привезти партитуру в Россию, предпочитает не распространяться. Гордиться есть чем: трехчастная симфония написана в Италии в начале 70-х годов XVIII века (она ровесница "Прощальной" симфонии Гайдна и Двадцать пятой Моцарта) и на сегодняшний день является первой русской представительницей этого жанра.
Осенью Pratum Integrum, который по существу является целым маленьким оркестриком из собранных по всей округе старинных инструментов (например, пригодилась одна из валторн, купленных в прошлом сезоне Большим театром для аутентичного исполнения "Руслана и Людмилы"), должен выпустить диск с музыкой Березовского, куда, собственно, и войдет программа концерта. Кроме симфонии, которую ансамбль с большим жаром исполняет под управлением дирижера Теодора Курентзиса, там будут найденные в Кракове сонаты в исполнении Ольги Мартыновой, арии из "Демофонта" (две из них в Останкине пела Галина Кныш) и самое совершенное из известных нам творений болонского практиканта - Скрипичная соната в исполнении Сергея Фильченко.

Екатерина БИРЮКОВА

оригинал статьи на сайте "Известия.ру"

Комментарий "ММ": Не успеешь порадоваться тому, что взоры прессы и, как следствие, широкой публики обратились в сторону непреходящих культурных ценностей, как обнаруживаешь в этой бочке меда половник дегтя.
Итак, господа, жизнь наша состоит из ПУНКТОВ. У Березовского Максима самый примечательный из них - его биография. Жаль, что не были названы остальные ПУНКТЫ жизни человека, которого ЗАЕЛА социальная невостребованность. И это при том, что с ЮНОСТИ (и никак не раньше, да и не позже…) он был отмечен.. (далее см. текст). Вот повод для оптимизма: живешь-живешь, потом, бац, просыпаешься в одно прекрасное утро и чувствуешь, что талант кровь будоражит по причине наступившей юности, и печать его уже на твоем челе…
Тот факт, что МНОГИЕ академии избрали Березовского в свои члены, тянет на научное открытие и на присвоение, как минимум, ученой степени. А вот оценивать хоровые концерты композитора школьной оценкой "отлично" рекомендовать бы не стали. Возможностей у русского языка предостаточно для того, чтобы не столь сдержанно выражать свое восхищение услышанным. Да и слово "практикант" в заголовке звучит как "недоученный студент", в то время как речь идет о сложившемся, уже превосходно зарекомендовавшем себя музыканте.
"Легкость в мыслях необыкновенная" у нашей "пишущей братии". Все им ПОИГРАТЬ во что-нибудь хочется. То в бирюльки, то в музыку Березовского… А расхочется играть, но можно в ней - в музыке - и ПОИСКАТЬ чего-нибудь… Как в голове раньше искали… А прекрасного душа потребует, то не сходить ли на концерт ЦЕЛОГО, но МА-АЛЕНЬКОГО ОРКЕСТРИКА, который, если верить автору, играет на том, что нашел, выгребая окрестные помойки. Но зато с БОЛЬШИМ ЖАРОМ. Очевидно потому, что от Большого театра перепала целая валторна - судя по всему, единственный приличный инструмент.

Назад в раздел "Пресса"

©2003-2013 ЗАО "Музыка Массам"