11.09.2003

НОВАЯ СИМФОНИЯ ИЗ 18-ГО ВЕКА
газета "Культура" № 35-2003

В рамках Шереметьевских сезонов в музее-усадьбе "Останкино" прошел концерт-презентация неизвестных сочинений Максима Березовского. Имя этого композитора, жившего во второй половине XVIII века, известно благодаря его великолепной духовной музыке. Правила композиции светских жанров - симфонии, сонаты, оперы - он постигал в Италии, где успешно стажировался несколько лет. Его дар получил признание и одобрение самого падре Мартини - учителя Мысливечека и Моцарта, а в Ливорно была с успехом поставлена опера Березовского "Демофонт" на либретто прославленного Метастазио. Но в России его талант не успел развернуться в полной мере: в возрасте 31 года молодой композитор при невыясненных обстоятельствах покончил жизнь самоубийством.
На родине его инструментальная музыка зазвучала лишь спустя 200 лет. Павел Сербин - инициатор и художественный руководитель этого проекта - перед концертом поделился, как трудно было разыскать рассеянные по всему миру опусы Березовского: скрипичные сонаты обитали во Французской национальной библиотеке, клавирные сонаты - в библиотеке Краковского университета, единственная Симфония - в частном архиве в Риме.
Для исполнения этих сочинений собралась команда единомышленников - музыканты, специализирующиеся в аутентичном исполнительстве старинной музыки: Ольга Мартынова, играющая на клавесине и молоточковом фортепиано XVIII века, петербургский скрипач Сергей Фильченко, певица Галина Кныш, наконец, сам Павел Сербин, успешно концертирующий на барочной виолончели и виоле да гамба. Для исполнения первой русской симфонии - каковой хронологически является опус М. Березовского - был собран камерный оркестр (дирижер - Т.Курентзис), музыканты которого также играют на исторических инструментах. Его название - Pratum Integrum (что в переводе означает "Нескошенный луг") - вполне символично: в России невспаханное поле отечественной старинной музыки еще только предстоит осваивать. Но первые шаги на этом пути уже сделаны.

Евгения КРИВИЦКАЯ

оригинал статьи на сайте газеты "Культура" и на сайте "Агенства Культурной Информации"

Комментарий "ММ": Увидев заголовок статьи, любители аутентичного исполнения, должно быть, радостно потирали руки в предвкушении увлекательного, полного эмоций и интересных подробностей рассказа о сделанном неким исследователем-энтузиастом открытии в области барочной музыки.
И вот разочарование! Потрясающей находке, каковой действительно является обнаруженная в Италии партитура ПЕРВОЙ РУССКОЙ СИМФОНИИ, уделено единственное предложение последнего абзаца, который, к тому же, пестрит ошибками и некорректностями.
Прежде всего, оркестр исторических инструментов PRATUM INTEGRUM существует уже не первый год (ранее, правда, он носил другое название), и не был собран специально для исполнения произведений Максима Березовского. К тому же в его составе помимо вышеупомянутых исполнителей есть и другие не менее достойные музыканты, солирующие в известных камерных ансамблях.
А более всего жаль, что автор статьи не чувствует смысловой разницы между словами "некошеный луг" (именно так в переводе звучит название PRATUM INTEGRUM) и "нескошенный", а об идиоматическом выражении "непаханое поле" и понятия не имеет.
Писать о музыке - значит владеть искусством тончайшей стилистической нюансировки. Но это уже высший пилотаж. И его фигуры пока не по плечу литератору, для которого родной язык еще "поле невспаханное", которое предстоит долго и трудно ОСВАИВАТЬ!

Назад в раздел "Пресса"

©2003-2013 ЗАО "Музыка Массам"