16.05.2004

Впервые записаны две оперные арии и инструментальные сочинения гениального автора хорового концерта "Не отвержи мене во время старости…" Озвучены, наконец, рукописи Максима Березовского, хранящие в зарубежных архивах. Таким образом открылись новые страницы в творчестве композитора, чья значимость традиционно определялась прежде всего вкладом в духовную музыку. Все это оказалось возможным благодаря творческой инициативе оркестра "Pratum integrum" и его художественного руководителя Павла Сербина. Соответствуя названию ("Pratum integrum" в переводе с латинского означает "Некошенный луг"), коллектив исполняет неизвестные произведения эпохи барокко и классицизма, возрождает забытое наследие отечественных и иностранных композиторов, работавших в России на рубеже XVIII - XIX столетий. "Pratum integrum" объединяет солистов различных камерных ансамблей, выпускников и аспирантов Московской консерватории, преподавателей музыкальных вузов Москвы, играющих на оригинальных исторических инструментах. Компакт-диск "Maxim Berezovsky. Secular Music", о котором идет речь, появился в результате сотрудничества с компанией "Музыка массам" по изданию монографических альбомов композиторов XVIII века (серия "Caro Mitis", CM 0022003). На нем частично представлены сочинения, написанные Березовским в пору его пребывания в Италии.
Величественной заставкой компакт-диска является трехчастная Симфония до мажор (1770 - 1773), о существовании которой стало известно только в 1998 году. Возможно, это вступление к опере "Демофонт", созданной Березовским в 1773 году для зимнего карнавала в Ливорно (вероятно, этим объясняется следование частей без перерывов). Создатели компакт-диска назвали произведение "первой русской симфонией", подчеркивая историческую роль Березовского в развитии отечественной инструментальной музыки. Безоговорочно к опер "Демофонт" относятся два следующих номера: проникновенные арии Тиманта из второго и третьего действий (текст Пьетро Метастазио, солистка Галина Кныш).
В исполнении Ольги Мартыновой звучат три Сонаты для клавесина (до мажор, си-бемоль мажор, фа мажор), обнаруженные не так давно в Кракове - предположительно раннего периода творчества Березовского. В том же образном строе выдержана Соната для скрипки и чембало до мажор (1772), рукопись которой найдена в Национальной библиотеке Франции. В этом ансамбле под аккомпанемент Ольги Мартыновой солирует Сергей Фильченко.
Замыкает альбом знаменитый концерт "Не отвержи мене во время старости" (до 1769) в переложении для струнного квартета П. Сербина. Признаться, привыкнув к многокрасочной хоровой партитуре Березовского, неоднозначно воспринимаешь ее инструментальную версию. С ней, однако, можно согласиться, если вспомнить, что в XVIII веке были приняты переложения для духовных хоровых произведений для концертного исполнения - на "роговой оркестр" и на "квартет".
В целом же нельзя не оценить серьезного и даже любовного отношения коллектива "Pratum integrum" к своим записям. Всяческих похвал заслуживает красочно оформленный буклет со старинными иллюстрациями, представленными Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, с обстоятельным комментарием, выполненным сотрудником Музея М.П. Пряшниковой и переведенным на английский и итальянский языки. Как нам стало известно, "Pratum integrum" подготовил еще один компакт-диск, на этот раз посвященный Д. Бортнянскому. Пожелаем музыкантам удачи в осуществлении новых творческих замыслов.

Наталья Соловьева

Комментарий "ММ": Признаться, от Российской музыкальной газеты мы ожидали большего. Во всяком случае, не пересказа собственного буклета и к тому же с неточностями: в названии оркестра с прописной буквы пишутся оба слова, да и в слове "некошеный" буква "н" всего одна. И первой русской симфонией произведение М.С. Березовского названо не потому, что так захотелось создателям диска, а потому, что она хронологически является таковой.
Мы, конечно, ожидали анализа исполнительского мастерства оркестра и его солистов, нам очень важна профессиональная точка зрения и оценка качества звука, предоставленного новым звукозаписывающим форматом. Но, судя по всему, диск даже не был прослушан, иначе в предложении, посвященном исполнению Сонаты для скрипки и чембало, был бы упомянут и третий исполнитель - виолончелист Павел Сербин с самостоятельной, хотя и не солирующей партией.
Появление монографического альбома одного из первых русских композиторов - ненадуманная сенсация и оценить по достоинству это Событие должно было бы как раз музыкальное общество и его печатный представитель - Российская музыкальная газета.

Назад в раздел "Пресса"

©2003-2013 ЗАО "Музыка Массам"